- Дидактогения
- (греч. didakticos genesis - происхождение) - термин Платонова К.И. (1937, 1946), означающий психотравмирующее детей и их родителей поведение педагога (систематически неуважительное, пренебрежительное, равнодушное отношение, прилюдное высмеивание, занижение способностей и оценок и т.п., а также подчёркивание негативных сторон явлений, которые педагог при изложении учебного материала представляет учащимся). Важное значение приобретает ныне тенденция в политике образования, которую защищают власти и некоторые школьные учителя, - разделение школы на два потока: для детей элиты, избранных, материально обеспеченных родителей и для детей простых людей – риск дидактогении для последней категории детей существенно возрастает. Синоним: Дидаскогения (Катков, 1938).
* * *
[греч. didaktikos— поучительный gcnos — род, происхождение] — негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.). Д. проявляется в угнетенном настроении, страхе, фрустрации и др., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях ребенка. Она может являться причиной неврозов. А. В. Петровский
* * *
(от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – возникновение негативных психические процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, руководителя, тренера и т.д., отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащегося.
* * *
негативное психическое состояние ребенка, возникающее из-за нетактичности, других неправильных действий педагога.Из классов уходил
И все читал такие книги, книги,
Которые мне памятны теперь, –
И каждый раз все больше ненавидел
Я этих всех моих учителей…
(Н. Огарев, Исповедь лишнего человека)
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.